You are hereИстория

История


Меньше чем полвека назад мощный толчок развитию тогда еще Томского порта дало освоение нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири. В 1965 году началось строительство Правобережного грузового района. В 1972 году была сдана в эксплуатацию первая очередь, оснащенная мощной причальной стенкой, современной крановой механизацией, подъемными путями. Все это позволило переваливать большие объемы грузов с железной дороги на воду. К концу 1980-х годов поставки нерудных материалов достигли рекордной цифры – 12 миллионов тонн в год. Еще больше возрос производственный потенциал речников с пуском второй очереди порта. Его динамичное развитие продолжилось до 1989 года. А потом дела резко пошли на спад. Практически прекратилась добыча нерудных материалов, мизерной стала перевалка грузов.
Руководство Томского порта, который в 1990 году возглавил Владимир Антонович Кноль, предприняло энергичные действия, чтобы противостоять разрушительным тенденциям. Необходимо было изыскать новые грузопотоки, выстроить взаимоотношения с клиентами, организовать собственные грузопотоки. И это удалось сделать, несмотря на серьезные трудности переходного периода.
В 1992 году предприятие стало акционерным обществом. Началось стремительное продвижение вперед.

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ И УРОКИ ИСТОРИИ ТСК

Навигация 1844 года. В Томск прибывает первый в западной Сибири пароход «Основа».
………………………………………………………………………………………………………………
20 июня 1893 года.
Из Бийска в Томск отправляется в свой первый рейс по Оби пассажирский пароход «Кормилец»
………………………………………………………………………………………………………………
1895 год.
В Томске открывает пароходство и начинает работу по перевозке пассажиров купец 2-й гильдии В.Е. Ельдештейн. В рейс отправляется пароход «Любимец».
………………………………………………………………………………………………………………
1902 год.
Постановление Томской городской думы о создании городской пристани – «для упорядочивания работы причалов». За год на томских причалах было переработано 132 тысячи пудов различных грузов.
………………………………………………………………………………………………………………
1910 год.
Начинаются работы по приведению в порядок Томи выше Томска: ежедневно на реке почти беспрерывно работает землечерпательная машина голландского производства.
………………………………………………………………………………………………………………
1913 год.
С приходом в Томск железной дороги грузооборот городской пристани по сравнению с 1902 годом увеличился в 1.4 раза.
………………………………………………………………………………………………………………
1916-1917 годы.
Начато строительство мастерских и устройство затона в Сенной Курье, ниже деревни Тигильдеево. Так было положено начало сегодняшней Моряковской ремонтно-эксплутационной базе флота.
………………………………………………………………………………………………………………
1917 год.
По инициативе томских речников местные союзы судоходных рабочих и служащих и союзы грузчиков и чернорабочих объединяются в единый Союз судоходных рабочих и служащих рек Западной Сибири («Судосоюз»).
………………………………………………………………………………………………………………
1918 год.
Декрет Совета Народных Комиссаров о национализации частно -владельческого флота.
………………………………………………………………………………………………………………
1925 год.
Томская пристань имеет 4 причала, товары к которым доставляются на повозках. Перевозку грузов осуществляет акционерное общество «Транспорт».
………………………………………………………………………………………………………………
1930-е годы.
Внедрение первой механизации: оборудована специальная линия для бункеровки пароходов углем в Черемошниках и установлены стационарные пластинчатые транспортеры на городском участке.
………………………………………………………………………………………………………………
1946 год.
Начало масштабной реконструкции угольных причалов в Черемошниках.
………………………………………………………………………………………………………………
1948 год.
На Томскую пристань для выгрузки пиломатериалов и круглого леса поступил первый кран грузоподъемностью в полторы тонны.
………………………………………………………………………………………………………………
1963 год.
С началом освоения нефтяных месторождений Западной Сибири значительно увеличился объем грузооборота в Томском речном порту, который в связи с этим получил статус порта первого разряда.
………………………………………………………………………………………………………………
1965 год.
Начало строительства Правобережного грузового района порта.
………………………………………………………………………………………………………………
1967 год.
Томский речной порт возглавил И.Ф. Лавров.
………………………………………………………………………………………………………………
1970-е годы.
Томский порт стал речными воротами Томского и Тюменского Севера. Он оснастился палубными судами грузоподъемностью от 1000 до 3000 тонн. Томский воднотранспортный узел стал основным отправителем для нефтяных месторождений области.
………………………………………………………………………………………………………………
1973 год.
Начальником Томского речного порта назначен П.Т. Драчев.
………………………………………………………………………………………………………………
1974 год.
Сдана в эксплуатацию первая очередь порта, оснащенная мощной причальной стенкой протяженностью 0,5 километра, 19 портальными кранами общей грузоподъемностью 209 тонн и мощными подъездными путями.
………………………………………………………………………………………………………………
1975 год.
Приказом министра речного флота РСФСР Томское речное управление Западно-Сибирского речного пароходства и Томский речной порт объединены в одно предприятие.
………………………………………………………………………………………………………………
1980-е годы.
Активное внедрение в портовом хозяйстве новых технологий и оснащение его современной техникой. К концу 80-х годов поставки нерудных материалов достигают рекордной цифры – 12 миллионов тонн в год. По внутренним перевозкам в Томской области удельный вес речного транспорта достиг 85 %.
………………………………………………………………………………………………………………
1985 год.
Принят в эксплуатацию новый речной вокзал, ставший яркой визитной карточкой Томска.
………………………………………………………………………………………………………………
1990-е годы.
Реформирование предприятия. Создание многопрофильного предприятия с различными видами деятельности – перевозкой грузов и пассажиров, погрузо-разгрузочными работами, добычей и поставкой нерудных строительных материалов, комплексным обслуживанием флота.
………………………………………………………………………………………………………………
1990 год.
Руководство Томского речного порта возглавил В.А. Кноль.
………………………………………………………………………………………………………………
1992 год.
Акционирование предприятия. Создание АООТ «Томский речной порт».
………………………………………………………………………………………………………………
1998 год.
В связи с кризисом в дорожно-строительном комплексе потребность в нерудных строительных материалах снизилась до минимума. На первое место в деятельности предприятия вышли перевозки грузов. На базе АООТ «Томский речной порт» создано ОАО «Томская судоходная компания», идет интенсивное приобретение и модернизация буксирного флота.
………………………………………………………………………………………………………………
1999 год.
На ПЧС-450 смонтирована первая дробильная установка для производства щебня.

ПАРТНЕРЫ ТСК:
………………………………………………………………………………………………………………
1980-е гг. – завод КПД (крупнопанельного домостроения), домостроительный комбинат, ЖБК-100, ЖБК-40, Управление «Химстрой».
2000-е гг. – ОАО «Центрсибнефтепровод», НК «Юкос», «Лукойл», ОАО «Востокгазпром», ЗАО «Варьеган-нефтеспецстрой», Дирекция дорожного фонда и автобольных дорог по Томской области, ОАО «Нижневартовскнефтедорстройремонт», ОАО «ЖБК-100», ОАО «Карьероуправление», ООО «ЗКПД ТДСК», ОАО «Сибирский центр логистики», ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой».
………………………………………………………………………………………………………………
ГЛАВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХI ВЕКОВ:
………………………………………………………………………………………………………………

  • ТСК удалось переключить на себя клиентов, занимающихся перевалкой щебня с горных карьеров Кемеровской области, поставками шлака Кузнецкого и Западно-Сибирского металлургических комбинатов, а также кузбасского угля, которые поставлялись в Томскую область через Новосибирск.
  • Активно осваиваются маршруты по малым рекам на севере Томской и Тюменской областей.
  • Главный урок, извлеченный из свободного рыночного плавания – необходимость приобретения собственного флота и ставка на транзитные перевозки.
  • Организовано производство собственной продукции.